О граффити
Принято думать, что граффити появились на свет в Нью-Йорке
конца 60-х. В начале средством нанесения рисунка был маркер, после, культовым
оружием граффитистов были самодельные маркеры - в банку из-под дезодоранта
напихивалась "копирка" и заливалась спиртом с ацетоном; отверстие
затыкалось старым носком. Не удивительно, что с такой хреновиной в кармане
би-бой чувствовал себя анархистом-бомбометателем. Рисовать граффити на слэнге
стало называться "to bomb"... Затем использовались аэрозольные баллончики
с авто краской.
Один тинейджер по имени Деметривс впервые начал выводить
свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183("TAKI 183") на
стенах и станциях подземки по всему Манхеттену. Такая метка называлась
"тэгом" и представляла собой классический пример би-бойских
кликух.Taki писал простым маркером и без наворотов.Но он был
"маньяком": своим тэгом он изгадил пол-Нью-Йорка, заслужив
всенародную славу (в 1971 году "The New York Times" напечатала о нем
большую статью) и бросив вызов остальным би-боям. Другие тинейджеры заприметили
TAKI и стали спрэить собственные имена. После этого стало модным придумывать
себе кликухи и писать их заковыристым шрифтом на стенах. Стены в то время стали
сильно "забомблены".
Ранние "райтеры" ни черта не заботились о том,
поймут ли их каракули уличные зеваки. Однако, с появлением сотен
"голодных" писателей, читаемость отдельного наскального хита стала
приобретать особую важность и все с одной единственной целью - привлечь
внимание прохожих. На этом этапе стиль письма и выбор места также играли
заметную роль. Каждому хотелось выделится из общей массы и получить признание
себе подобных. Потом бравым ребятам из Нью-Йорка наскучило просто тратить
краску на какие-то подписи и появились первые цветные рисунки... Они были низкого
качества и состояли из малого количества цветов.
Прошло время. Граффити стало частью популярной в то время
хип-хоп культуры. Рисунки приобрели божеский, а под час и идеальный вид.
Художников стало появляться всё больше и больше. По-настоящему борьба
развернулась, когда писатели открыли для себя подземку Нью-Йорка. Место было
что надо - размалеванные хитрыми буквосплетениями, составы мчались туда-сюда,
унося чьи-то имена. Краска граффити постепенно стала "просачиваться"
внутрь вагонов. Теперь уже выбор локаций уступает в важности и первостепенности
самому письму. Ведь изначально все буковки строились ровно в ряд и читались с
полпинка. С появлением же радикальных стилей трудночитаемые каракули привлекали
все больше внимания. А вот стиль письма, как способ узнать, кто эту гадость
накалякал, исчерпал себя. И писатели устремились приручать цвет и размер.
Некто Stey и кое-кто еще стали выписывать свои имена на
внешности поездов тонкими вытянутыми белыми буквами. И - что делало их
непохожими - во всю длину и ширину вагона. Открытие толстых колпачков привело к
созданию подлинных шедевров. Так парень, СуперКуль заметил, что замена узеньких
колпачков спрэющих баллонов на пузатые позволят ему "накрывать"
больше поверхности широкими размашистыми "мазками". И вот, значит,
этот Супер с баллоном желтого и розового и фэткэпом на конце вступил на
территорию парка подвижных составов и выписал свой нэйм. Получились жирные
розовые буковки в розовом окаймлении. Работа была так себе, но в то же самое
время это был самый цветной и выразительный кусок в мире граффити, созданный в
рамках "subway system". А писатель фразы из Бронкса был первым, кто
развил успех СуперКуля и помог дизайну вырасти в буквах и сформироваться
окончательно. Цвет и выделение буковок теперь стали аккуратными, и стили писателя
из Бронкса получил название Бабле.
Следующая революция в стиле произошла, когда Пистол - уже
Бруклинский мастер - впервые нарисовал 3D. Работа состояла из самого имени в
красно-белом с голубой окантовкой, что давало трехмерное настроение. Писатели
со всего Нью-Йорка стекались, чтобы заценить этот пьес. Город бредил
повторением подвига, но и думать не смел о состоятельности выполнения
задуманного. Но время спустя люди добились своего, каждый делал 3D со своими
штрихами - начались "style wars"(войны стилей). Часто соперничество
вело к замалевыванию чьих-нибудь картин собратьями по цеху. Одна из бригад даже
так и называлась - "Т.С.О." ("The Cross Outs"-
"рисующие поверх"), одним известным вандалом был би-бой Cap, а шрифт "blockbuster"
изобрели специально для таких подлянок. Через некоторое время наконец возник
самый сложный стиль "wildstyle", в котором буквы, хитро переплетаясь,
складываются в абсолютно нечитаемую паутину - почище китайских иероглифов и
арабской вязи.
Большинство авторов работало по одиночке, но поскольку
рисунки увеличивались в размере и сложности, многие начали работать в свободных
группах "crew". Спустя какое-то время носить в кармане баллончик
стало опаснее, чем пистолет. Десять лет спустя - в 1983-м - художник Майкл
Стюарт, застаный полицией за бомбингом, был забит до смерти. Брейкерам
запретили танцевать в метро. Мэр Нью-Йорка Эд Коч выделил 22 миллиона долларов
на строительство двойного забора с колючей проволкой вдоль всех линий подземки.
Между рядами забора было установлено патрулирование копов с собаками. Фирма
"MTA" изобрела специальную машину "Buffen" для очистки
вагонов от живописи, и мэрия закупила десятки таких машин. Вскоре выяснилось,
что после общения с "Buffen" вагоны начинают безутешно ржаветь,
чахнут и умирают. Короче, войну власти проиграли - 1981, год наибольших
репрессий, был для граффити самым продуктивным.
Whole-car - роспись плохо стоящей машины - стала видом
багородной охоты. Кроме того, в ответ на гонения бомбинг приобрел
идеологическое содержание и стал для черной молодежи формой революционной
борьбы. Как объяснял в интервью политграмотный би-бой Дж.Уолтер Нигроу:
"Хитрость в том, чтобы нарисовать там, где они не достанут. И когда
Вавилон падет в огне, останется свидетельство того, что не все здесь были болванами..."
Многие молодые люди стали извергать свои псевдонимы на
улицах своих городов. Кто-то спрэил из-за моды и популярности, но еще больше
тинов подошли к этому серьезно. Скоро мода прошла, и остались те, кто реально
двигал культуру граффити много-много лет. Настоящий взрыв хип-хопа прогремел в
начале 1980-х.Этот всплеск продвинул искусство аэрозоля, наряду с такими
течениями как breakdance и рэп, в популярное культурное явление. Хип-хоп,
зародившийся на улицах Нью-Йорка, довольно таки быстро перерос в международную,
многонациональную культуру.